Государство и РПЦ: союз до степени смешения
Слишком тесный диалог с властью мешает церкви стать сплачивающим открытым институтом, поддерживающим интересы всех слоев российского общества.
Текст: Елена Дудина
5 мин
Российская православная церковь завершила XX век и вошла в новое столетие при патриархе Алексии – первом главе РПЦ советского периода, в выборы которого государство не вмешивалось. Довольно быстро патриарх сумел наладить личные контакты с руководством страны, а президент Борис Ельцин, ранее называвший себя атеистом, переступил порог храма, заложив ритуал посещения церкви высшими чиновниками во время больших богослужений, соблюдаемый и поныне.
В последний день работы Ельцина на посту президента патриарх был приглашен в Кремль, где присутствовал при передаче дел Владимиру Путину. В определенном смысле так был заложен основной вектор развития отношений церкви (как при Алексии II, так и при взошедшем на патриарший престол в феврале 2009 года Кирилле) и государства в современной России.
Усиление клерикализации российского общества, отмечаемое в два последних десятилетия, во многом связано с тем, что действующая власть воспринимает православное исповедание как часть собственной идентичности, «духовных скреп», демонстрируя воцерковленность на всех уровнях. С одной стороны, это позволяет церкви активно продвигать свои начинания - строительство храмов, возврат культовых зданий, введение преподавания православных предметов в школах, появление дисциплины «теология» в институтах, возрождение корпуса военных священников в армии. С другой - обязывает включаться в политическую повестку, предлагаемую властью, выступать на ее стороне, противопоставляя себя демократическому общественному настрою, как было во время войны в Чечне или событий на Болотной площади в мае 2012 года.
Один из немногих случаев, когда политический голос РПЦ прозвучал наперекор позиции государства, произошел в августе 2008 года: Священный Синод на фоне войны с Грузией отказал в поддержке Абхазской и Осетинской церквям, оставив их под властью грузинского патриарха Илии II.
В целом же церковь выбирает симфонию с государством, которое жестоко карает ее оппонентов. В полной мере это показала история с получившими реальные сроки заключения участницами панк-молебна группы Pussy Riot, устроенного в храме Христа Спасителя в феврале 2012 года. На фоне скандала вокруг активисток, поступок которых значительной частью общества был воспринят как неприемлемый, но не заслуживающий уголовного преследования, в 148-ю статью УК РФ вносятся поправки «об оскорблении религиозных чувств верующих». И уже с использованием обновленной статьи условный срок в 3,5 года выносится за ловлю покемонов в храме Екатеринбурга и запись этого на видео с наложением аудиодорожки провокативного содержания.
Постепенно из окружения Кирилла пропадают члены команды, во многом способствовавшей его вхождению на патриарший престол. Причем отставки затрагивают представителей как «правого», так и «левого» крыла, и касаются наиболее ярких и активных в медиапространстве персон, позволяющих себе рассуждения о пути развития православия и диалоге церкви с государством. Так, был уволен из Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, не поддержавший строгое наказание Pussy Riot, теряет пост редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин, а затем его идейный оппонент - глава отдела по взаимодействиям Церкви и общества Всеволод Чаплин. Патриарх дает отчетливый сигнал: инакомыслия он не допустит.
Сам ход мыслей, а иногда даже риторика церковной и светской властей во многом совпадают. Это касается и прав человека, которые в их западном понимании угрожают упадком, и либерализма, признаваемого патриархом «в каком-то смысле» «греховной идеей». Также для РПЦ оказывается нечуждой тема поиска врагов, ставшая с определенного момента характерной для российской власти. Ее возникновению способствовал ряд скандалов, связанных с патриархом и другими представителями духовенства, которые ставили вопрос о несоответствии их образа жизни с призывами РПЦ к нестяжанию и скромности.
Большой общественный резонанс вызвала новость о строительной пыли, повредившей ценные книги в квартире патриарха, к которой первым обратился в своей публикации «Росбалт». Проживавшая в апартаментах в знаменитом Доме на набережной в Москве родственница предстоятеля РПЦ подала иск против священника, экс-министра здравоохранения Юрия Шевченко - из-за ремонта в его квартире пыль через вентиляцию и попала в жилище, принадлежащее патриарху. Экспертиза раритетных томов, очистка их от пыли, аренда квартиры для временного проживания и хранения книг, а также транспортные расходы и услуги юристов были оценены в 19,7 млн рублей. Именно такую сумму и выплатила в апреле 2012 года по решению суда семья больного раком Шевченко, продав для этого квартиру в Санкт-Петербурге.
Эта история практически совпала по времени со скандалом вокруг фото на сайте патриархии, на котором с руки патриарха исчезли дорогие часы Breguet. В итоге Кирилл заявляет об информационной атаке на Русскую православную церковь, начавшейся из-за того, что церковь стала «неудобной» для части общества.
Украинский кризис не обошел стороной Русскую православную церковь. Ее попытки противостоять автокефалии украинской церкви на фоне ухудшившихся отношений со Вселенским патриархом Варфоломеем после отказа РПЦ принимать участие во Всеправославном соборе на Крите успехом не увенчались. Варфоломей заявил, что берет на себя инициативу по преодолению украинского раскола, после чего Синод Константинопольской церкви принял ряд приближающих автокефалию решений. Это вызвало с трудом скрываемый гнев Кремля, а РПЦ, заявив о предпринимаемых под западным влиянием посягательствах на свои канонические территории, разорвала отношения с Константинополем, в определенной степени демонстрируя тенденции к изоляционизму, характерные для современной внешней повестки страны.
К началу нового десятилетия РПЦ подошла в непростой ситуации. Справедливо относя к своим заслугам предотвращение раскола православного мира в период «парада суверенитетов», строительство новых храмов, возвращение к широкому общественному служению через многочисленные культурные, благотворительные, просветительские и волонтерские проекты, восстановление канонического общения между РПЦ и отколовшейся от Москвы после революции 1917 года Русской православной церковью заграницей, выстраивание диалога с Ватиканом, церковь нередко становится объектом критики.
«Главная проблема в том, что у нас нет настоящего диалога между государством и обществом, — отмечает издатель и церковно-общественный деятель Сергей Чапнин. — Церковь вынуждена выбирать между ними». Патриарх и его иерархия выбирают симфонию с государством, которое постоянно ужесточает свою политику. При этом «низовое» приходское большинство все-таки зачастую склоняется к позиции общества, что наглядно продемонстрировало письмо священников в защиту фигурантов «московского дела».
Ранее: Путиномика и «газопроводная дипломатия»